Возможные риски

Предприниматель тратит время и деньги на организацию своего дела в надежде получить денежное вознаграждение, превышающее то, которое можно получить, если просто положить деньги в банк. При этом одновременно допускается возможность как получить прибыль, так и потерять деньги, поскольку бизнес не может быть застрахован от риска.

Все проекты рискованны в той или иной мере, поэтому в бизнес-плане вы обязательно должны отметить факторы риска, которые, по вашему мнению, могут угрожать успешной деятельности, и то, как вы собираетесь защитить себя от влияния этих факторов.

Риск — это неопределенность относительно будущей прибыли. Факторы риска можно разделить на две большие группы: макроэкономические и микроэкономические. Риск, обусловленный действием макроэкономических факторов, иногда называют системным, связанным с функционированием экономической системы в целом. Несистемные риски связаны с конкретной сферой бизнеса и зависят главным образом от воздействия микроэкономических факторов на прибыльность (рентабельность) и движение наличных средств.

Отметим, что существует довольно много подходов к анализу и оценке риска проектов. За рубежом для ранжирования инвестиций чаще всего используется два вида критериев: целевые и количественные. По количественным критериям, которые основаны на требуемой сумме инвестиций, проекты делятся на крупные и мелкие. Финансирование мелких проектов внутри фирмы осуществляется, как правило, за счет собственных ресурсов. По крупным проектам проводится у целевая разбивка, которая позволяет более тонко дифференцировать оценки степени риска.

Самый простой случай — обновление оборудования: здесь имеется только технологический риск, так как объем и структура производства и рынков не меняются. Наиболее неопределенными и' рискованными являются инвестиции в последние две группы проектов, связанные с проведением НИОКР и выпуском новой продукции. Причем главным фактором неопределенности в этом случае является товарный спрос на продукцию, в то же время именно правильно спрогнозированный спрос определяет коммерческий успех любого проекта. В связи с этим необходимым и весьма важным разделом бизнес-плана (инвестиционного проекта, программы) является маркетинговый раздел, связанный с оценкой рынка и возможного объема продаж продукции.

Для отечественных предприятий, формирующих спрос на инвестиции, в силу объективных условий: кризисного состояния экономики, политической, законодательной, экономической и социальной нестабильности, разрыва традиционных производственных и экономических связей, очень трудно оценить и тем более предусмотреть инвестиционные риски. Видимо, это и является основной причиной полного отсутствия представлений о риске, связанном с реализацией инвестиций, в выдвигаемых инвестиционных предложениях, программах и бизнес-планах.

Предыдущая статья      Следующая статья

Все статьи
 
Офис в г.Москве: Россия, г.Москва, ул. Филевская Большая, д.21, оф. 108; телефон: +7-963-667-13-86
Офис в г.Камышине: Россия, Волгоградская обл., г.Камышин, ул.Ленина 10; телефон: (84457) 909-50