Конкуренция

Состояние конкуренции в отрасли определяет уровень прибыли и привлекательность отрасли.

Ошибка многих фирм заключается в том, что они часто не знают своих конкурентов, хотя могут считать, что знают. Известно, что наиболее серьезная угроза может исходить от небольших предприятий. Мелкие венчурные фирмы не обременены прежней технологией и, осуществляя смелые технические решения, завоевывают рынок. Так было в электронике, в производстве медицинского оборудования, ПЭВМ, моментальной фотографии, в связи, информационном обслуживании.

Главная проблема — сложно наблюдать за всеми реальными и потенциальными конкурентами, поэтому полезно выделять стратегические группы. Стратегическая группа — это группа фирм в отрасли, которые являются вашими прямыми конкурентами или используют схожие стратегии деятельности на рынке. Стратегические группы могут иметь ограничивающие барьеры, типа уникальной технологии, дифференциации товаров, специализированной рабочей силы и т.д.

Например, вы решили приобрести мини-завод по производству колбасы, тогда конкуренцию вам составят три стратегических группы:

  • крупные мясокомбинаты, расположенные в близлежащих городах;
  • поставщики импортных мясопродуктов;
  • колбасные мини-заводы, расположенные вблизи.

Предприятия в разных стратегических группах будут иметь разные конкурентные преимущества.

Идея стратегических групп помогает сделать процесс анализа конкуренции более управляемым.

Для сбора информации о конкурентах используются самые разные методы вплоть до промышленного шпионажа. Много информации можно почерпнуть из рекламных сообщений, проспектов, каталогов, посещений выставок, презентаций и других мероприятий.

В материальном производстве полезен метод "конструирования наоборот", при котором купленные товары конкурентов разбираются на детали. Но при этом преследуется не только техническая цель (посмотреть конструкцию, технологию), но и экономическая: экспертное заключение о степени унификации деталей, используемых материалах и технологиях позволяет оценить себестоимость продукции, что является главной коммерческой тайной любой фирмы.

Предыдущая статья      Следующая статья

Все статьи
 
Офис в г.Москве: Россия, г.Москва, ул. Филевская Большая, д.21, оф. 108; телефон: +7-963-667-13-86
Офис в г.Камышине: Россия, Волгоградская обл., г.Камышин, ул.Ленина 10; телефон: (84457) 909-50