Основные характеристики шрифта

Существует много принципов классификации шрифтов, и обычно их не применяют одновременно. В данном разделе мы рассмотрим общие физические характеристики шрифта, а после этого перейдем к классификации, основанной на историческом подходе. Особенности рисунка шрифта развивались в течение столетий, что и придает определенным шрифтам специфический вид и характер.

Шрифты с засечками и без них

И шрифты с засечками, и шрифты без засечек имеют достаточно длительную историю, примеры тех и других можно найти в надписях, созданных тысячелетие назад. Со времени создания латинского алфавита шрифты с засечками стали преобладать в длинных текстах. Действительно до начала девятнадцатого века для высокой печати практически не было шрифтов без засечек. Возрастающая популярность шрифтов без засечек в последующие десятилетия обычно объясняется развитием новых форм печатной продукции, например, крупноформатной рекламы (ранее реклама напоминала то, что теперь называется газетными объявлениями).

Шрифты с засечками по-прежнему предпочитают для набора текстов, поскольку в целом их легче читать. А гротески используют скорее для выделительных (display) целей, например для заголовков и других крупных надписей, хотя новейшие шрифты этого класса стали применяться и для набора текста. Подобные шрифты - это не обычные, гуманистические (humanist) гротески, рисунок которых вдохновлен не геометрией, а античными и ренессансными шрифтами. Гарнитура Optima - одна из таких гуманистических гротесков, и она часто используется для набора длинных текстов.

Большинство популярных гротесков пришли из новаторских работ дизайнеров Баухаус (Bauhaus), немецкой школы дизайна, которая стала источником самого современного дизайна в период между мировыми войнами. Одним из основных направлений школы Bauhaus был отказ от бесполезной орнаментации и упрощение объектов до их функционального минимума, в надежде на то, что чистая функциональность обладает собственной красотой и эстетическими достоинствами. Дизайнеров интересовала новая форма знаков алфавита, и многие популярные шрифты появились как результат этих поисков.

Одним из таких шрифтов стала гарнитура Futura Пауля Реннера (Paul Renner), она осталась популярной, пройдя различные переработки и улучшения (дожив до великого возрождения в 1980-х годах). Другим гротеском, часто используемым для набора текста, стала гарнитура Univers Адриана Фрутигера (Adrian Frutiger), которую он проектировал в 1950-х и 1960-х годах.

Предыдущая статья      Следующая статья

Все статьи
 
Офис в г.Москве: Россия, г.Москва, ул. Филевская Большая, д.21, оф. 108; телефон: +7-963-667-13-86
Офис в г.Камышине: Россия, Волгоградская обл., г.Камышин, ул.Ленина 10; телефон: (84457) 909-50