Шрифты в типографии. Антиква. Часть 2

Новая антиква

Тенденция, которая наблюдалась у переходных антикв, нашла свое логическое завершение в середине восемнадцатого века в антикве, названной новой (modern, дословно "современная"). Хотя новым антиквам уже более 250 лет, эпитет к ним приклеился навсегда. Можно говорить о новых тенденциях развития шрифта применительно к текущему моменту, но если относить слово "новый" (modern) к шрифту, то все поймут, что речь идет об этих шрифтах восемнадцатого века и тех, которые были созданы по их образцам.

Новая антиква создает впечатление гравированного шрифта, ее соединительные штрихи, как и засечки, уменьшены до волосных линий (hairlines). Этот сильнейший контраст придает новой антикве блистательный вид. У засечек отсутствует закругление, они пересекаются с основными штрихами под прямым углом. В сравнении с большинством старинных наборных антикв страница с новой антиквой кажется несколько темнее. Вообще, этот шрифт создает впечатление прямизны, четкости и официальности.

Самым знаменитым сторонником новой антиквы был итальянский печатник Джиамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni), его именем названы многие шрифты. В настоящее время новая антиква вышла из моды в наборе текста, ее еще используют в роскошных альбомах по искусству и подарочных изданиях. Впрочем, как акцидентный шрифт гарнитура Bodoni применяется повсеместно, она также нашла свою постоянную нишу в газетных заголовках.

Проблемы названий гарнитур

Отдельные названия шрифтов защищены авторским правом, но многие из них находятся в общем пользовании. Это создает многочисленные недоразумения при выборе шрифтов для акцидентной печати.

Примером может служить шрифт Bodoni. Практически каждый крупный разработчик имеет гарнитуры, основанные на шрифтах с популярными названиями. Это справедливо для гарнитур, основанных на рисунках Баскервиля, Кезлона и Гарамона, а также на стилистических особенностях таких, как Clarendon, Egyptian или Gothic. Те, кто распространяет популярные шрифты, не всегда являются их разработчиками (например, М. Olive и Fundicion Tipografica Neufville), владеющими авторскими правами как на название, так и на дизайн (Antique Olive и Futura соответственно).

Из этого следует вывод: надо быть очень аккуратным не только в отношении названий шрифта, которые вы используете, но также и компаний, которые распространяют их. Это особенно важно, когда вы пытаетесь подобрать шрифт для печати уже существующей акцидентной продукции.

Предыдущая статья      Следующая статья

Все статьи
 
Офис в г.Москве: Россия, г.Москва, ул. Филевская Большая, д.21, оф. 108; телефон: +7-963-667-13-86
Офис в г.Камышине: Россия, Волгоградская обл., г.Камышин, ул.Ленина 10; телефон: (84457) 909-50