Анализ внешней среды

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого менеджер или предприниматель выявляет внешние по отношению к фирме факторы, чтобы определить новые благоприятные возможности и потенциальные угрозы для фирмы.

Целью анализа внешней среды является получение информации для принятия эффективных управленческих решений по адаптации предприятия к меняющимся внешним условиям. Внешняя среда или окружение бизнеса распадается на:

  • макросреду или отдаленное окружение;
  • отраслевую или рыночную среду.

Так как факторы макросреды неподконтрольны фирме и могут рассматриваться как заданные условия деятельности бизнеса, то при анализе внешней среды по сути дела речь идет об исследовании рынка, на котором работает фирма. Такие исследования требуют много усилий, времени и денег, поэтому они доступны далеко не каждой фирме, особенно в полном объеме. Однако только поняв, каково положение фирмы на рынке, кто ее основные потребители и конкуренты, можно обоснованно сформулировать цели деятельности фирмы и методы их достижения.

Фирмы по-разному организуют исследования рынка, так как сильное влияние на этот процесс оказывает специфика рынка, товара, опыт и традиции фирмы, квалификация ее сотрудников.

Объем исследований рынка зависит от масштабов вашего бизнеса. Совсем не обязательно тратить большие деньги и заказывать всестороннее исследование, можно ограничиться пилотажным исследованием рынка. Просмотрите газеты и журналы, чтобы получить информацию о конкурентах, о товарах-заменителях. Опросите потенциальных потребителей, обсудите идею с коллегами и Друзьями, по возможности посетите выставки, ярмарки, распродажи. Обратите внимание на рекламу аналогичной продукции. Систематизируйте и проанализируйте собранную информацию.

Итогом таких исследований является всесторонняя характеристика конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка — это ситуация, сложившаяся на рынке. Ее характеризуют соотношение спроса и предложения товаров на рынке, уровень цен, товарные запасы, степень конкуренции, наличие товаров-заменителей, тенденции развития научно-технического прогресса применительно к данному производству и другие показатели.

Знание конъюнктуры и прогноза развития рынка позволяет менеджеру оценить возможности и угрозы, исходящие от рынка, и на этой основе дать объективную оценку сильных и слабых сторон деятельности своей фирмы. Кроме того, такая информация позволяет оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации и рационально маневрировать ресурсами.

Для лучшего понимания и иллюстрации процесса анализа внешней среды воспользуемся: предложенным перечнем вопросов. Отметим, что этот перечень не является исчерпывающим и при необходимости может быть расширен или скорректирован с учетом специфики вашего бизнеса. Каждому вопросу соответствует шкала возможных ответов.

Предыдущая статья      Следующая статья

Все статьи
 
Офис в г.Москве: Россия, г.Москва, ул. Филевская Большая, д.21, оф. 108; телефон: +7-963-667-13-86
Офис в г.Камышине: Россия, Волгоградская обл., г.Камышин, ул.Ленина 10; телефон: (84457) 909-50